|
История появления в Российской Империи черты оседлости.
|
|||
---|---|---|---|
#18+
Начнём с того, что до времён Екатерины II евреев в Российской Империи просто не было совсем. Действовал древний закон ещё времён Владимира Мономаха, запрещавший иудеям находиться на Руси под страхом безнаказанного ограбления первым встречным. Съезд русских князей в Выдобиче (недалеко от Киева) под председательством Владимира Мономаха в 1113 году постановил: «Ныне из всея русские земли всех ЖИДОВ со всех их имением (имуществом) выслать и впредь не впускать; а если тайно войдут, вольно их грабить и убивать». (В. Н. Татищев. История Российская. Т. 2. М. – Л., 1962. С. 128 – 130). С тех пор и вплоть до Екатерины II евреев иудейской веры на Руси не было. И только при Петре Алексеевиче немножко евреев просочилось на Русь, нарушив древний закон. Так Пётр Алексеевич отплатил Шафирову, выкупившему Петра и окружённую русскую армию в несчастном Прутском походе. Тогда евреи собрали деньги на громадную взятку турецкому везирю и его военноначальникам. Турки даже охраняли русскую армию до границы с Россией. Так евреям дорог был Пётр Первый. Восстановила древний закон Екатерина I., а Елизавете Петровне пришлось изгнать из Российской Империи всех понаехавших иудеев, все ДВЕСТИ семей. А вот при Екатерине Великой Россия поделила с Пруссией Польшу. И России достались земли, населённые большим количеством иудеев. Поначалу их записывали в купеческое сословие. Но выявилось множество нюансов. На Руси купцы вели дела традиционно на честном купеческом слове. И тут евреям попёрло. Один в Москве совершенно разорил ( ЕМНИП, самарского ) купца. А у русских купцов был закон: совершенно разорять тех, кто нарушал честное купеческое слово. Московские купцы подали прошение Государыне с жалобой на евреев и требованием применить к ним древний закон и изгнать из страны. Была создана специальная комиссия ( ИМХО, во главе с Воронцовым ), которая разобралась со всеми обвинениями против евреев ( там, кроме обмана фигурировала порча золотых и серебряных монет, торговля контрафактом и многое другое ), признала правоту московского купечества и предложила Государыне изгнать евреев из страны. Однако, по непонятным для меня причинам, Государыня проявила к евреям непозволительное милосердие: им было запрещено селиться и приезжать ТОЛЬКО на территорию исторического Русского Царства, а вот в местах их традиционного проживания и на вновь приобретённых государством землях они пользовались теми же свободами и привилегиями, что и РАНЕЕ В СОСТАВЕ ПОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВА. Впрочем, евреи такой милости не оценили и считали, что черта оседлости - это их угнетение. А потомкам Государыни эту милость не припомнили и не вернули. Далее материалы с https://vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1780-1800/Voroncov_A_R/mnenie_o_evreyach_1790.htm «СЛЕДУЕТ ЛИ ЕВРЕЯМ ПОЗВОЛИТЬ?..» «Мнение» президента Коммерц-коллегии А. Р. Воронцова. 1790 г. Положение еврейского народа в России XVIII-XIX вв. было нелегким. Достаточно упомянуть о наличии пресловутой «черты оседлости» для евреев, сложившейся после трех разделов Польши и присоединения к Российской империи Белоруссии, Правобережной Украины и Литвы. Она положила резкую грань между евреями и прочим населением и сдерживала их переселение на великорусские земли. Существование еврейских мещан, ремесленников, купцов и земледельцев определялось множеством законодательных актов: высочайших и сенатских указов, положений, распоряжений центральных и региональных властей. Юдофобия была проявлением «особого» отношения властей к евреям скорее не как к представителям другой национальности, а как к иноверцам. Кроме того, в определенной степени еврейские предприниматели являлись сильными конкурентами русскому купечеству, что также вызывало противодействие со стороны последних. Публикуемый документ наглядно демонстрирует эти ограничительные тенденции в решении еврейского вопроса, поскольку принадлежит перу видного российского государственного деятеля рубежа XVIII и XIX вв. графа А. Р. Воронцова 1. История появления его «Примечания на прозьбу белоруских жидов» такова. 13 февраля 1790 г. группа представителей московского купечества вместе с городским головой М. П. Губиным 2 подала прошение главнокомандующему Москвы генерал-аншефу П. Д. Еропкину 3 о высылке из города всех купцов-евреев, незаконно, по их мнению, записавшихся в Московское купеческое общество, и торговавших здесь евреев из Белоруссии, которые якобы наносят торговле «весьма чувствительный вред и помешательство» 4. Обвиненные в многочисленных нарушениях, еврейские купцы, в свою очередь, обратились к властям с просьбой оставить их в Москве по причине законного оформления московскими купцами и честного проведения коммерческих операций, однако это дело было решено не в их пользу. Приговор об их высылке из Москвы был принят 7 октября 1790 г. на «Совете государыни» 5. В процессе следствия были привлечены законодательные источники по еврейскому вопросу, а также «мнение» президента Коммерц-коллегии, имевшего самое непосредственное отношение к нему, А. Р. Воронцова, которое в сжатой форме содержит законоположения о евреях и, по сути, в силу занимаемой пм должности, совпадает с официальной точкой зрения правительства на еврейскую проблему. По этой причине, несмотря на то, что «Примечание...» появилось в процессе рассмотрения дела, оно является в полной мере самостоятельным историческим источником, отражающим [198] правительственную позицию по одному из сложных и больных вопросов в дореволюционной России. Документ отложился в «Деле о домогательстве Московского купеческого общества к воспрещению евреям, записавшимся в купцы, производить торговлю и о жалобе последних на притеснения», которое находится в составе фонда (разряда) «Финансы» в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА). Публикацию подготовил Д. З. ФЕЛЬДМАН. Примечание на прозьбу белоруских жидов [не ранее февраля — не позднее октября 1790 г.] Прежде нежели приступить к решению вопроса, следует ли евреям позволить записываться в купечество московское и прочих российских внутренних городов, надлежит, как кажется, разсмотреть: 1-е. Дозволяют ли то законы в России, давно изданные и поднесь еще существующие? и 2-е. Полезно ли для государства, чтоб евреи приписываны были в купечество во внутренних российских городах и портах? Что касается до перваго пункта, то из сочиненной у генерал-рекетмейстерских дел 6 по сей материи выписки явствует, что законы относительно сего народа, от высочайшей власти изданные и поднесь без отмены существующие, не дозволяют жидам не токмо в купечество записываться, но ниже иметь пребывание в Российской империи. Из той же выписки видно, что сверх прежних законов разные имянные указы в царствование Ея Величества (Екатерины II. — Д. Ф.) то же самое подтверждают, а имянно: когда манифестом от 4-го числа декабря 1762 года 7 дозволено иностранным селиться в России, то во оном точно изображено — кроме жидов, — чем самым о непринимании их в Россию древнее подтверждено запрещение. Также 1766-го года генваря 9-го посланным к рижскому генералу-губернатору графу Броуну 8 имянным указом 9, воспоследовавшим на прошение новороссийских купечествующих евреев фактора Бера 10 о дозволении ему с некоторыми другими жидами иметь жительство в городе Риге, велено в прозьбе ево, Бера, отказать. Хотя же потом в 1772 году, по присоединении к России Белорускаго края, по причине множества там евреев и оставлен оный народ, по силе высочайше конфирмованнаго плаката 11 в землях того края по-прежнему на жительстве при всей прежей свободе в разсуждении закона и всякаго их имения, в указе ж от 3-го майя 1783 года 12 изображено, что евреи, в белоруских губерниях пребывающие, долженствуют обложены быть податьми по состоянию, в какое они запишутся без различия закона и народа. Но таковое узаконение относится на одну только Белоруссию, в которой до присоединения ея к здешней империи находилось много жидов, живущих в городах и местечках, так что в иных городах сего края большая часть жителей были из жидов, что конечно и побудило законодательную власть сравнить их там с прочими подданными российскими без различия веры и народа, как в правах купеческих и мещанских, так равномерно и в выборе в магистратские судьи. И посему как оное установление нимало не распространено на всю империю, а на одни белоруския губернии, то все прежния о жидах узаконения, чтоб их в России жить не допускать, а еще менее в купечество и мещанство записываться, остаются в совершенной своей силе, ибо в отмену оных нигде ничего вновь не упомянуто. Следственно, нет для жительства жидов в России другаго места, как только изъясненнаго в дозволениях Белорускаго края, такоже присоединеннаго от Курляндии местечка [199] Шлока, понеже особым имянным указом 13 позволено курляндским жидам селиться в сем местечке. Однако же кажется можно б дозволить на таковом же основании, как в Белоруссии, евреям жить и записываться в купечество в Екатеринославской губернии и Таврической области по разсмотрению тамошняго начальства, поелику сии области недовольно еще жителями населены, произведя сие поселение жидов по примеру прежняго поселения их в Новороссийской губернии 14. Что ж касается до втораго предлога, то есть: полезно ли для государства дозволить евреям записываться в купечество в Москве или в других внутренних городах российских и портах?, нахожу нужным приметить, что хотя в разных европейских знатных торговых городах евреи, известныя под названием португальских жидов, как то в Лиссабоне, Амстердаме, Лондоне и Гамбурге немалое обращение в торговле сих городов делают, производя торги свои порядочно устроенными конторами по примеру других европейских купцов, занимаясь продажею брилиантов и других дорогих каменьев и всякими воловыми товарами, отправляют торг по разным комиссиям, и деньги трасируя на вексели из одного в другое торговое место, одним словом, не различая себя ничем, как только верою от прочих европейских купеческих контор, и в обращении торговли никакой растройки в тех городах не причиняют, а напротив того, пособствуют своими промыслами распространить обороты купеческие наравне с прочими торгующими. Но такие евреи, какие известны под названием польских, пруских и немецких жидов, из числа которых состоят все живущие в Белоруссии и выезжие из Польши и Кенигсберга, совсем другаго роду производят торги свои, так сказать, как цыганы — со лжею и обманом, который и есть единым их упражнением, чтоб простой народ проводить. Занимаются они по большой части шинками или продажею напитков; все они люди самобеднейшие и трудолюбивые, во всем их житье и поведении сходствующие, как выше сказано, с цыганами, для чего и нетерпимы они во многих торговых городах, а которыя из них позажиточнее, те упражняются в контробанде или в пособствовании оной в отношении сем с кенигсберскими и польскими жидами в подделывании ассигнаций, а думаю, иногда и шпионами нередко служили. Еще один из их промыслов весьма для здешняго государства вредной, как то довольно примечено по разным внутренним российским городам и ярмонкам, что они скупают золотую и серебреную российскую монету, вывозя ея потом в Польшу, а особливо в пруския области. Небезизвестно, что немалое число вывозимой таким образом теми жидами российской золотой и серебреной монеты вступает на пруские денежные дворы и в оных переделывается с прибылью для тамошней короны, но ко вреду и истощению здесь серебреной и золотой монеты, так что ажио на серебро и золото ныне до 15 процентов доходят, что конечно приписать должно отчасти настоящей войне 15, которая требует больших денежных пересылок; однако ж и водворение жидов внутрь России сему злу конечно много пособствует. По таковым обстоятельствам не предвидится ни малой пользы, а напротив того, большой вред, чтобы сим евреям позволить записываться в Москве, также и в портах наших, в купечество, ибо когда таковое разрешение дано будет, само по себе выдет, что и в других внутренних наших городах им уже то чинить будет не возбранно, а тем самым невозбранно они будут во всех внутренних здешних оборотах участвовать, на ярмонки внутрь России ездить, как то по записке их в Москве в купечество некоторыя из жидов и разежжали уже по внутренним нашим ярмонкам с своими товарами, наиболее конечно тайно провозимыми. При таковых случаях им удобно будет скупать золото и серебро и вывозить оное за границу к великому здешняго государства ущербу, к которому прибавится и тот великой вред, какой [200] нанесут они российскому купечеству от обращения жидовскаго своего торга, на подлогах и обманах основаннаго. А посему и полагаю я, что гораздо полезнее евреев не допускать к записке в купечество во внутренния российския города и порты, а только предоставить им на основании изданных законов право гражданства и мещанства в Белоруссии, где и приемлются они без различия закона и народа с прочими подданными и где по множеству сего народа некоторыя города почти главную часть своих купцов или мещан имеют из евреев, кои и разпределяются там по гражданским званиям в выборах точно так, как и прочия там поселившияся; каковое право можно б, как выше в первом пункте помянуто, с пользою дозволить им еще в наместничествах Екатеринославском и Таврическом по примеру прежде приниманных в Новороссийскую губернию; а во внутренних городах Российской империи, как по причинам вышеписанным, не допускать их к записке в купечество или мещанство, так и потому, что существующия здесь законы не дают им на то ни малейшаго права, о чем основательно объяснено в екстракте, зделанном у генерал-рекетмейстерских дел. Александр Воронцов. РГАДА. Ф. 19. Оп. 1. Д. 335. Л. 55-61. Подлинник. Подпись-автограф. ... |
|||
битый:
Пользователь запросил модераторские права на тему.
Нравится:
Не нравится:
|
|||
20.09.2025, 12:09 |
|
История появления в Российской Империи черты оседлости.
|
|||
---|---|---|---|
#18+
Я б перенес в политику. ... |
|||
В комнате моей туманы-маны... Взорвались кондёры хуанана ...
:
Нравится:
Не нравится:
|
|||
20.09.2025, 12:16 |
|
|
start [/forum/topic.php?fid=6&tid=35400]: |
0ms |
get settings: |
11ms |
get forum list: |
14ms |
check forum access: |
4ms |
check topic access: |
4ms |
track hit: |
29ms |
get topic data: |
11ms |
get forum data: |
3ms |
get page messages: |
49ms |
get tp. blocked users: |
2ms |
others: | 26ms |
total: | 153ms |
0 / 0 |