Новые сообщения [новые:0]
Дайджест
Горячие темы
Избранное [новые:0]
Форумы
Пользователи
Статистика
Статистика нагрузки
Мод. лог
Поиск
|
12.07.2022, 15:22
|
|||
---|---|---|---|
Научное понимание сути общественного договора |
|||
#18+
Сейчас относительно много людей читают современный научпоп, в котором популяризуется теория игр. И из этих источников выходит очень логичное и простое понимание сути общественного договора и концепции власти (“Левиафана” по Гоббсу). Написанное ниже будет легче понять тем, кто почитает хотя бы немного про теорию игр; это, в частности, книга “Эгоистичный ген”, главы 5, 9, 10, 12. Также можно почитать Википедию (“Повторяющаяся дилемма заключённого”): https://ru.wikipedia.org/wiki/Дилемма_заключённого Ещё есть хорошее видео про теорию игр “Эволюция доверия”: И ещё предлагаю посмотреть видео С. Дробышевского про социальную жизнь первобытных людей: Говоря кратко, первобытные люди жили в условиях, по сути, идеальной демократии. Если вам не нравится слово “демократия”, можете назвать это коммунизмом, всеобщим равенством, справедливым устройством общества и т.д. Причина в том, что люди жили группами по 30 человек, и других отношений в такой группе быть не может. Это называется повторяющейся дилеммой заключённого: в такой группе взаимодействующие индивиды неизбежно начинают со временем сотрудничать и не обижать друг друга. У животных, живущих группами, такого сотрудничества нет. Причина в том, у животных нет речи, т.е. эффективного обмена информацией; повторяющаяся дилемма заключённого приводит к сотрудничеству только тогда, когда особи обладают достаточным интеллектом и способностью обмениваться информацией, чтобы отличить эгоиста от альтруиста (этот момент разобран в “Эгоистичном гене”, глава 10). Когда 10 тысяч лет назад люди стали селиться большими группами, начались большие проблемы от того, что люди в этих группах стали обижать друг друга. Это называется “войной всех против всех”, анархией, по идее состояние анархии наихудшее для общества. Чтобы решить эту проблему, люди стали заключать общественный договор: появилась власть, которая издавала законы, запрещающие членам общества друг с другом воевать или друг друга обижать. Но так началась новая страшная трагедия человечества: поскольку власть состоит из людей, таких же эгоистичных как остальные, они начали угнетать группы населения, властью не обладавшие. Далее началось противостояние общества и власти: когда власть слишком обижала население, недовольное большинство могло восстать и свергнуть эту власть. И в дальнейшем правящие элиты, чтобы сохранять свою власть, начали подминать под себя моральные кодексы: был объявлен греховным бунт против власти. Так появилась концепция божественного происхождении монархической власти, “благородной крови” и пр. Надо понимать, что все моральные кодексы созданы властью, так же как и законы. Все религии возникли только потому, что власти позволили им возникнуть. Я не очень в курсе, насколько римские императоры принимали участие в определении, что должно входить в Библию, но наверняка они на это повлияли, в частности добились чтобы в Библию вошли слова апостола Павла про то, что любой власти надо повиноваться. Противостояние власти и общества продолжалось, и в Новое время общество одержало некоторые победы. И проявилось ещё одно явление – делигитимизация законов и моральных норм, навязанных властью. Речь о том, что периодически восстающее общество стало отвергать законы и мораль, идущие от власти. Так, во время французской революции 1789г началась компания “дихристианизации”, глумления над христианскими святынями. Вот другой пример из нынешних реалий. Забавно наблюдать, как в России водители сигналят друг другу, чтобы предупредить о машине ДПС, которая прячется на трассе. Т.е. люди не только нарушают правила, но и помогают другим это делать. Если вы считаете что правила дорожного движения неправильные – почему вы не добиваетесь их пересмотра, например через РОИ? А суть в том, что я объяснил выше – делигитимизация законов, навязанных властью. В заключение скажу, что я почти уверен: мизантропия в обществе (недостаточная любовь к ближним) возникает как побочное следствие того, что общественный договор соблюдается недостаточно эффективно. То же самое другими словами: если бы вы жили в условиях идеальной демократии, ваше отношение к окружающим определялось бы не тем, как они себя ведут, а тем, за что они голосуют. Может быть, мне помогут логически обосновать этот тезис. ... |
|||
:
Нравится:
Не нравится:
|
|||
|
|
start [/forum/topic.php?fid=6&mobile=1&tid=3029]: |
0ms |
get settings: |
19ms |
get forum list: |
8ms |
check forum access: |
2ms |
check topic access: |
2ms |
track hit: |
34ms |
get topic data: |
10ms |
get forum data: |
3ms |
get page messages: |
99ms |
get tp. blocked users: |
2ms |
others: | 24ms |
total: | 203ms |
0 / 0 |